Перевозка грузов подлежит обязательному документальному оформлению, для этого используют транспортную накладную, она бывает двух видов; ТТН (товарно-транспортная накладная) и ТН (товарно-транспортная). При этом ТТН исключена из списка обязательных документов при грузовых перевозках (но для перевозки алкогольной продукции она всё ещё остаётся обязательна к применению). Т.к. ТТН исключена из списка обязательных документов, применение её нужно отразить в учётной политике.
ТТН (1-Т) была утверждена Постановлением Госкомстата №78 от 28.11.97 и отменена к обязательному применению Минфином в 2013, но не смотря на это многие предприятия продолжают её применять. ТН обязательный документ к применению согласно Постановлению правительства №272 от 15.04.11. Между ТТН и ТН есть ряд отличий.
Первое отличие в количестве экземпляров. ТТН выписывается в четырех экземплярах и передается: покупателю, поставщику, перевозчику и водителю. ТН передаётся: покупателю, поставщику, перевозчику.
Второе отличие – ТТН состоит из двух разделов: товарный и транспортный, ТН только транспортный, тут и возникают трения с проверяющими органами, поэтому предприятия так и продолжают применять обе формы, не смотря на отмену первой.
Хотя в ТН всего один раздел, в нем присутствует больше сведений, позволяющих лучше организовать и контролировать перевозки. Например, в ТН присутствует: информация об условиях перевозки, указания отправителя груза о необходимых параметрах автомобиля, информация о фактическом состоянии груза, состояние пломб, тары и упаковки, оговорки и замечания перевозчика.
На наш взгляд, чтобы исключить вопросов проверяющих, а также повысить контроль -лучше применять обе формы.