Потребительский терроризм – мошеннические действия потребителя направленные на извлечение личных выгод под прикрытием закона.
Российские предприниматели столкнулись с данным явлением в девяностых, до этого продавец был королём дефицитного товара, а дефицитный товар был почти весь, кроме лаврового листа и морской капусты. В западных странах с данной проблемой предприниматели столкнулись давно, поэтому на товарах и существуют инструкции, которые вызывают только смех. Несколько примеров:
-На фене для сушения волос: Не пользуйтесь во время сна.
-На обертке от куска мыла фирмы Dial: пользуйтесь как обычным мылом.
-На замороженном ужине: Можете разморозить перед едой.
-На утюге Rowenta: Не гладьте одежду на себе.
-На детском костюме Супермэна: Ношение этого костюма не дает вам возможности летать.
В России из года в год растет количество и сумма по потребительским искам, согласно статистике Верховного суда за последние три года сумма увеличилась с 37млрд.руб. до 39млрд.руб.
В настоящее время самой большой проблемой для предпринимателя, это отсутствие обязанности потребителя передать товар продавцу. Многочисленный просьбы внести изменения в Закон прав потребителей, данную поправку пока не увенчались успехом. Да и кодификацию Закона о защите потребителей отложили с 2020 до 2024 года. Вот и получается, что покупатель может купить товар в Москве, а затем написать из Сызрани претензию с требованием вернуть деньги за товар в связи с дефектом, а если продавец хочет провести экспертизу — «Добро пожаловать в Сызрань». Т.к. экспертиза проводится либо по месту покупки, либо по месту жительства покупателя, на выбор покупателя. Далее потребитель подает заявление в суд, который взыскивает с продавца стоимость товара, штраф, моральный вред и неустойку с того дня, когда продавец должен был вернуть деньги потребителю. В результате потребитель остается с товаром и деньгами.